Обычная версия
Размер шрифта:
A
A
A
Цветовая схема:
Ц
Ц
Ц
РУС БЕЛ ENG

История

История формирования холдинга «Белресурсы» уходит корнями в советское прошлое.

1932-1940 гг. (индустриализация страны). Переход к системе плановой экономики. Внедрение фондируемого материально-технического снабжения и сбыта. В рамках деятельности народных комиссариатов появились прообразы Главснаба и Главсбыта. На промышленных предприятиях организуются отделы рабочего снабжения (ОРСы). Формируется внутриотраслевая система снабжения и сбыта.

1941-1945 гг. Перевод мирной экономики на принципы военного хозяйствования. Строго централизованное распределение и нормирование расхода материальных ресурсов.

1948-1957 гг. Послевоенное восстановление народного хозяйства. Организация материально-технического снабжения через Госснаб СССР, Госплан СССР и их территориальные органы. Жестко фондируемая система организации и планирования материально-технического снабжения. Административно-централизованная система планирования и распределения материальных ресурсов. Усиление контрольных функций государства за нормированием и потреблением материальных ресурсов.

После окончания войны в СССР требовался строжайший контроль над всем производимым в стране, и очень своевременно, в 1948 году, когда страна постепенно стала возрождаться из послевоенной разрухи был создан важнейший для того времени «институт управления народным хозяйством» – Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению народного хозяйства (Госснаб).

Госснаб – центральный государственный орган СССР, существовавший в 1948-1953 и 1965-1991 гг.

В союзных и союзно-республиканских министерствах были образованы Главные управления материально-технического снабжения (Главснабы министерств). Конечная цель всей системы материально-технического снабжения – обеспечение бесперебойного снабжения производственного процесса необходимыми ресурсами – реализуется в отделах снабжения и сбыта предприятий.

На Госснаб СССР возлагалась ответственность за организацию материально-технического снабжения в стране, его главными задачами являлись:

реализация планов материально-технического снабжения, организация с участием министерств СССР сбыта готовой продукции на основе изучения по­требностей народного хозяйства в материально-технических ресурсах, а также обеспечение межотраслевых кооперированных поставок;

установление рациональных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями продукции и всемерное расширение при этом прямых и длитель­ных связей между предприятиями;

осуществление совместно с министерствами и ведомствами СССР и Совета­ми Министров союзных республик мероприятий по борьбе с потерями сырья и материалов в производстве, строительстве, при перевозках и хранении их;

распределение по потребителям продукции по номенклатуре Госснаба СССР;

контроль за своевременным выполнением министерствами ведомствами, а также предприятиями и организациями-поставщиками планов поставки про­дукции;

обеспечение бесперебойного снабжения народного хозяй­ства и ускорение оборачиваемости товарно-материальных ценностей.

1957-1965 гг. Возврат к территориальной системе организации материально-технического снабжения и сбыта через совнархозы. Ликвидированы мелкие внутриведомственные снабженческо-сбытовые организации. Усилены позиции Госснаба.

1965-1980 гг. Начало реформирования плановой экономики. Повышение роли стоимостных, товарно-денежных отношений. Упразднение совнаркомов. Подведомственные им управления снабжения и сбыта передаются в ведение Госснаба. Ведомственные службы материально-технического снабжения объединяются и выделяются в самостоятельную отрасль народного хозяйства, которой руководит Госснаб СССР. Его деятельность на местах осуществляется через реконструированные подведомственные территориальные снабженческо-сбытовые органы управления при взаимодействии с министерствами и предприятиями.

В ведении Союза ССР было сосредоточено абсолютное большинство вопросов управления обеспечением производства средств производства. Хозяйственная специализация союзных республик, неодинаковая обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами, необходимость сосредоточения продукции для решения особо важных в данное время государственных задач, развитие наиболее приоритетных отраслей и ряд других причин обусловливали необходимость дальнейшей концентрации основных вопросов снабжения и сбыта в ведении СССР, что создало основу для обеспечения сбалансированного развития всей экономики страны и экономики каждой союзной республики. Взаимоотношения СССР и союзных республик по управлению обеспечением хозяйства ресурсами нуждались в дальнейшем правовом регулировании.

1986-1990 гг. (перестройка). Внедрение института частной собственности. Формальный переход к рыночной экономике (1990-1993 гг.). Демонтаж системы планового хозяйства. Упразднение Госплана и Госснаба. Отказ от государственного планирования и нормирования.

Белорусский Госснаб начал отсчет своей истории еще раньше – с апреля 1944 года.

12.04.1944-10.08.1957 - Главное управление снабжения при Совете народных комиссаров БССР (Белглавснаб), с 26.03.1946 – при Совете Министров БССР, г.Минск

10.08.1957-15.04.1958 - Главное управление материально-технического снабжения и сбыта (Госснабсбыт) при Совете Министров БССР, г.Минск. Первым руководителем созданного управления более 20 лет (1957-1977 гг.) был Лев Яковлевич Горелик, возглавляя в Беларуси сначала Госснабсбыт, а затем и Главснаб.

21.10.1965-31.08.1978 - Главное управление материально-технического снабжения (Главснаб) при Совете Министров БССР, г.Минск

31.08.1978-10.01.1992 - Государственный комитет Белорусский ССР по материально-техническому снабжению (Госснаб БССР), г.Минск

Постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 07.09.1990 № 224 определяются важнейшие задачи Госснаба БССР: осуществление коммерческой и посреднической деятельности; подготовка и участие в заключении долгосрочных межправительственных соглашений, договоров по формированию межреспубликанских хозяйственных связей по поставкам средств производства; обеспечение материально-техническими ресурсами в соответствии с государственными заданиями и закупки и поставки продукции производственно-технического назначения; осуществление и координация товарообменных и бартерных сделок; регулирование ввоза в республику и вывоза за ее пределы материально-технических ресурсов; изучение состояния конкуренции, принятие конкретных мер по устранению монопольных тенденций в производстве и сфере обращения, ущемляющих интересы в потребителей. В качестве основного хозрасчетного звена системы Госснаба БССР были определены оптово-посреднические фирмы, выполняющие работу по обслуживанию республиканского рынка и оказанию помощи предприятиям и организациям. В связи с этим в снабженческо-сбытовые организации в установленном порядке преобразовывались в оптово-посреднические фирмы.

В январе 1992 года вслед за распадом СССР и ликвидацией союзного Госснаба прекратил существование и белорусский Госснаб. В экономику пришел рынок со своими законами, комитет по снабжению был реорганизован в Министерство ресурсов Республики Беларусь.

Спустя два года – новая реорганизация. Постановлением Совмина от 14.03.1994 на базе объединения имущества Министерства ресурсов, а также Белорусского республиканского коммерческого центра и оптово-посреднической фирмы по комплектованию и монтажу «Белкомплектмонтаж» было создано ОАО «Белконтракт». Учредителем его выступило Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации.

ОАО «Белконтракт» просуществовало до октября 1996 года.

В целях повышения эффективности системы оптовой торговли материальными ресурсами, обеспечения поставки товаров для государственных нужд, а также для предприятий и организаций Указом Президента Республики Беларусь от 07.10.1996 № 401 был создан Белорусский концерн по материальным ресурсам. По решению Правительства Республики Беларусь в его состав вошло 45 организаций: государственные предприятия и акционерные общества, созданные на базе субъектов хозяйствования бывшего Министерства ресурсов, а также другие предприятия и организации, вошедшие в состав концерна на инициативных началах.

Первым руководителем концерна «Белресурсы» был назначен Астапченко Ю.Л. (1996-2001 гг.)

Однако создание концерна не следовало рассматривать как возрождение старой системы государственного снабжения, базировавшегося на административном распределении продукции производственно-технического назначения. Новая организационно-функциональная структура концерна способствовала развитию свободной торговли материальными ресурсами с учетом государственных интересов, организации и осуществлению свободного обращения товаров, формированию спроса и активизации предложения.

В различные годы руководителями концерна были Иванченко Н.М. (2002 г.), Казакевич В.В. (2003-2006 гг.).

Являясь торговым посредником в республике, концерн возрождал систему снабжения на совершенно новых принципах – принципах востребованности, через интересы субъектов хозяйствования. 

Одним из главных направлений деятельности концерна «Белресурсы» было осуществление государственной политики в области ресурсосбережения, использования вторичных материальных ресурсов на основе внедрения новых технологий. Концерн координировал поставку в страну черных металлов и изделий из них, химической и резино-технической продукции, асбеста и подшипников, проводил тендеры на закупку товаров для организаций, финансируемых из республиканского бюджета, занимался заготовкой вторичных ресурсов.

Созданная в республике при непосредственном участии концерна «Белресурсы» система обращения с отходами включала нормативную правовую базу, сеть раздельного сбора, сортировочные станции, механизм финансирования заготовительных организаций, которая способствовала развитию материально-технической базы действующих и вновь создаваемых заготовительных организаций, увеличению объемов сбора и повышению качества вторичного сырья. Ее внедрение позволило обеспечить вторичным сырьем перерабатывающие организации целлюлозно-бумажной и стекольной промышленности республики.

В 2007 году в рамках совершенствования организационной структуры управления в среднем звене реального сектора экономики (Указ Президента Республики Беларусь от 29.01.2007 № 53) концерн «Белресурсы» становится государственным торгово-производственным объединением «Белресурсы», подчиненным Министерству торговли Республики Беларусь. Руководили объединением Гурьев Г.И. (2007-2009 гг.), Сазанович А.В. (2010-2012 гг.).

С октября 2012 года генеральным директором ГО «Белресурсы» является Семенюк П.Е.

28 января 2014 года Министерством экономики Республики Беларусь в Государственном реестре холдингов за № 74 зарегистрирован холдинг «Белресурсы» с управляющей компанией ГО «Белресурсы».

С 8 сентября 2016 года на основании Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2016 № 644 Государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы» – управляющая компания холдинга «Белресурсы» входит в состав государственных организаций, подчиненных Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.01.2019 № 11 «О холдинге «Белресурсы» ГО «Белресурсы» – управляющая компания холдинга «Белресурсы» с 1 июля 2019 года преобразовано в ОАО «Белресурсы» – управляющая компания холдинга «Белресурсы».

Сегодня в состав этого динамично развивающегося многопрофильного холдинга входят 16 организаций, включая:

организации оптовой торговли;

предприятия по производству продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления;

предприятия по сбору (заготовке) и переработке вторичных материальных ресурсов.

Предприятия холдинга работают по всей Беларуси, во всех регионах страны. Они объединены единой политикой и стратегией развития.

Общее руководство, управление, координацию деятельности и представление интересов участников холдинга обеспечивает управляющая компания, расположенная в городе Минске. Акции участников холдинга переданы правительством в хозяйственное ведение управляющей компании.

Одной из целей деятельности холдинга «Белресурсы» является укрепление позиций организаций, входящих в его состав, на оптовом рынке материально-технических ресурсов за счет формирования прозрачной системы товародвижения, устранения необоснованных посредников, снижения цен на импортируемые материально-технические ресурсы за счет централизации их закупок.

ОАО «Белресурсы» – управляющая компания холдинга «Белресурсы» принимает участие в разработке и реализации государственных программ развития и совершенствования оптовой торговли, создании оптовых рынков, товаропроводящей сети за рубежом; осуществляет функции организатора процедур государственных закупок товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, в случае принятия заказчиком решения о передаче ОАО «Белресурсы» – управляющей компании холдинга «Белресурсы» функций по проведению таких процедур.

Общая численность работников холдинга – около 3 тысяч человек.

Важнейшим направлением деятельности холдинга является оптовая торговля. Наибольший удельный вес в ее структуре занимает реализация металлопродукции и химической продукции, обеспечивая:

снабжение потребителей республики металлопродукцией с оказанием услуг по раскрою, гибке, резке металла, складской переработке грузов металлопродукции, оптимизации логистики, поставок в различные страны; 

снабжение потребителей республики химической продукцией с комплектованием как крупных, так и мелких заказов по розливу, фасовке химической продукции для нужд мелких и средних потребителей и организацией хранения и перевозок опасных грузов.

Поставщики металлопродукции – организации ОАО «Белметалл», ОАО «Витебскоблресурсы», ОАО «Гомельхимторг», ОАО «Минскконтракт», ОАО «Могилевоблресурсы», входящие в состав холдинга «Белресурсы», располагают металлобазами и складскими запасами металлопродукции широкого ассортимента (до 450 позиций), специализируются на оптовой торговле металлопродукцией по заявкам многочисленных мелких и средних потребителей в нетранзитных объемах.

Все поставщики аккредитованы в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и участвуют в биржевых торгах в первую очередь в качестве продавцов металлопродукции.

Холдингом «Белресурсы» совместно с ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» ведется работа по созданию современной информационной базы, позволяющей планировать объемы закупок металлопродукции для потребителей республики, удовлетворить многочисленные заявки потребителей и на их основе централизовать закупки металлопродукции в целях получения максимальных скидок непосредственно у организаций-производителей.

ОАО «Белхим», ОАО «Белреахим» и ОАО «Гомельхимторг», входящие в состав холдинга «Белресурсы», входят в число основных поставщиков химической продукции в Республику Беларусь. Организации обладают специализированным складским хозяйством, аттестованным для хранения взрыво- и пожароопасной продукции, собственным либо арендованным специальным транспортом, высококвалифицированными специалистами, необходимыми специальными разрешениями (лицензиями), предоставляющими право осуществлять деятельность, связанную с закупками, реализацией и хранением химической продукции.

Эти организации имеют специальные разрешения (лицензии) и на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, требования которой должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, а также требованиям государственных стандартов.

Наряду с повышением эффективности системы оптовой торговли и внешнеэкономической деятельности основными целями холдинга являются создание единой технологической цепочки от поставок сырья до производства готовой продукции и доведения ее до потребителей, а также повышение инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала предприятий.

Основными видами деятельности промышленных организаций являются:

переработка отходов пластмасс прессованием, литьем под давлением, экструзией, выдувкой, ротационным формованием;

выпуск порошкообразных и жидких моющих средств, чистящих, отбеливающих, санитарно-гигиенических средств, средств для мытья посуды, моющих паст и жидкого мыла;

выпуск двух- и трехкомпонентных одноразовых шприцев;

изготовление и ремонт импортозамещающего ломоперерабатывающего и подъемно-транспортного оборудования;

производство деревянной, пластмассовой, картонной тары и тароупаковочных материалов;

производство металлоизделий;

глубокая переработка, агломерация и гранулирование;

сортировка смешанного стеклобоя и обеспечение отечественных и иностранных стеклоперерабатывающих предприятий сортированным стеклобоем.

Деятельность организаций холдинга «Белресурсы» по сбору (заготовке) и переработке вторичных ресурсов – одна из наиболее важных задач, связанных с решением экологических проблем и экономии природных ресурсов. На их долю приходится более 6% собираемых в Республике Беларусь вторичных материальных ресурсов.

Складские комплексы (специализированные и универсальные), находящиеся на балансе организаций-участников холдинга «Белресурсы», расположены в городе Минске, во всех областных и районных центрах республики и оснащены необходимым оборудованием для хранения и складской переработки металлопродукции, химической продукции, строительных материалов, машиностроительной, электротехнической и других видов продукции.

Организации холдинга «Белресурсы» сотрудничают с компаниями более 20 стран. 

Среди них страны ЕАЭС (Россия, Казахстан, Кыргызстан), страны ЕС (Болгария, Латвия, Литва, Польша, Германия, Италия, Эстония), а также Великобритания, Швейцария, Украина, Узбекистан, Туркменистан, Монголия, Молдова, Грузия, Армения, Босния и Герцеговина, Китай и др. Так, в городе Минске 17 сентября 2015 года генеральным директором ГО «Белресурсы» Семенюком П.Е и президентом корпорации «Цюань Шэн» Чжан Цюаньнян, подписан договор о создании Белорусско-китайского центра торгового сотрудничества.

Холдинг «Белресурсы» намерен динамично развиваться, в том числе посредством последовательного вхождения в его состав новых предприятий и расширения рынка продаж. Стратегией развития холдинга ставится амбициозная задача закрепить и расширить завоеванные позиции в сфере оптовой торговли металлопродукцией и химической продукцией, заготовок и переработки вторичных материальных ресурсов, увеличить долю производства готовой продукции в портфеле бизнеса холдинга.

При этом ядром бизнеса участников холдинга остается эффективное выполнение задач по обеспечению сырьем и материалами отечественных предприятий, производство готовой продукции для удовлетворения внутреннего спроса и экспорта, обеспечение экологической безопасности страны за счет сбора и переработки вторичных материальных ресурсов.

В настоящее время в организациях холдинга реализуются инвестиционные проекты, предусматривающие расширение видов деятельности, освоение новых видов продукции, создание новых производств.